@pitchingi — это паблик в телеграме, инстаграме, вконтакте и фейсбуке, куда мы выкладываем информацию о фестивалях, конкурсах, питчингах, грантах, мастер-классах и семинарах в кино. Присоединяйтесь!
История на миллион критических замечаний.
Интервью с консультантом фильма «Союз спасения»
26 декабря в российский прокат вышла историческая драма режиссера Андрея Кравчука «Союз спасения». Несмотря на то, что создатели масштабного проекта, по их словам, стремились к непредвзятости и исторической объективности (один из продюсеров катины Константин Эрнст еще до старта проката прокомментировал: «Мы постарались лишить это событие конкретной политической заданности»), как и стоило ожидать, на их детище обрушился шквал критики, прежде всего за искажение истории.

Накануне первого уикенда проката нам посчастливилось взять небольшое интервью у консультанта фильма – доктора исторических наук, профессора РГГУ, ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН Оксаной Киянской. Но сразу предупредим, что нас больше интересовал и интересует процесс создания кино, чем плавание в глубоководном критическом потоке.
- Вы давно и серьезно работаете с этой темой. Перечислите, пожалуйста, ваши основные научные труды по ней.

- У меня довольно много книг о декабристах. Из самых, на мой взгляд, значимых можно назвать три книги в серии ЖЗЛ: «Пестель», «Рылеев» (в соавторстве с А.Г. Готовцевой) и собственно «Декабристы». Эта книга вышла в 2015 г. и была переиздана в 2017 году.

- Когда вы начали заниматься этой темой и почему?

- Декабристами я «заболела» еще в школе. Помню, что в 4-м классе, когда об этом шла речь на уроках истории, я заболела и урок пропустила. Потом мне бабушка дала почитать книгу – чтобы не было пропуска в знаниях. Не помню точно, что это была за книга. Но помню, что именно отсюда все и пошло.
- Вы думали / мечтали ли о том, что в современном российском кинематографе появится правдивый фильм на эту тему?

- Конечно! Я всегда мечтала увидеть героев своих книг на экране. У меня богатое воображение – и я всегда представляла себе этих людей живыми.

- Расскажите, как вас нашли для консультирования на этом проекте? На каком этапе создания фильма это произошло? С вами заключили специальный договор?

- Ну как нашли? Мне позвонил продюсер Анатолий Максимов, которого я на тот момент не знала, хотя и много слышала о нем, и предложил приехать и поговорить про будущий фильм. Это было лет примерно семь назад. Договор – да, мы заключали. Но я его даже не читала. Мне казалась настолько интересной задача консультанта фильма о декабристах, что, помнится, даже гонорар меня не очень интересовал.

- Расскажите, пожалуйста, про процесс вашей работы, вашего взаимодействия с создателями картины.С кем и как вы общались?

- Я лично общалась с двумя создателями фильма, стоявшими у его истоков, – это продюсер Анатолий Максимов и автор сценария Никита Высоцкий. Помнится, это были долгие ночные разговоры про декабристов, про тайные общества, про то, чего они добивались и почему проиграли. Я давала им свои книги, рассказывала про многих из них долго и подробно. В итоге, как мне показалось, мои собеседники стали очень серьезными специалистами в этой теме.
- Где (применительно к процессу вашей работы) заканчивается историческая правда и начинается кино?

- Ну мне показалось, что кино началось уже без меня, – к написанию сценария я уже не имела отношения.

- Случалось ли вам «подыскивать» нужные факты для драматургии фильма?

- Мне лично – нет.

- На своей странице в Фейсбуке вы написали, что «Союз спасения» – лучшее, что на сегодняшний момент снято о декабристах». А можете с точки зрения отображения исторического процесса оценить другие картины? «Звезду пленительного счастья», например?

- «Звезда» была шедевром для своего времени – середины 1970-х годов. Декабристы в этом фильме – романтические рыцари без страха и упрека. С тех пор многое изменилось – и, прежде всего, в оценке «деятелей 14 декабря». Эти оценки стали глубже, диалектичнее, если хотите. Плюс не стоит забывать, что «Звезда» была посвящена «женщинам России», Это, прежде всего, – фильм о любви.

Есть еще первый фильм на эту тему, немой, середины 1920-х годов, по сценарию Юрия Тынянова. Назывался он «С.В.Д», то есть Союз великого дела.
- На премьере создатели фильма сказали, что не хотели давать никаких оценок историческим событиям и быть максимально объективными. Как вам кажется, удалось ли им это? И правильна ли такая позиция для исторического кино?

- Думаю, что да, им удалось воздержаться от оценок. И дело тут не в позиции тех, кто делал это кино. Дело в том, что – если подходить к работе нехалтурно – материал таков, что любые заранее данные оценки рушатся. Декабристы были правы? Да, по-своему они были правы, поскольку желали свободы и равенства и не хотели мириться с монстром российского самодержавия. Во имя своих идей они отдали жизни. Прав ли был император, разгромивший и казнивший их? По-своему тоже прав, потому что они покусились на святая святых – на сам принцип российской монархии. Разница только в том, что выбор декабристов доброволен, никто не заставлял их вступать в тайные общества и организовывать восстания, это свободный выбор свободных людей. Деятельность же императора была предопределена его происхождением, той ролью, которую на него возложила судьба. Император мог действовать только как император.

- Наверняка сообщество историков уже взбунтовалось против чего-либо в этом фильме. Каковы их основные претензии и согласны ли вы с ними?

- Ну пока оценок еще мало, только первые отзывы. Они меня, конечно, смутили. Рецензенты усмотрели в этом фильме «монархический блокбастер». Откуда они это взяли? Ума не приложу.

- Как вы считаете, почему именно сейчас в российском кинематографе возник интерес к этой теме? О чем может свидетельствовать появление такого фильма?

- Вот тут я должна сказать большое спасибо создателям фильма «Союз спасения». Декабристоведение как отрасль исторической науки сейчас в полном упадке, профессионально занимаются им несколько фанатиков вроде меня. Никакой государственной поддержки этой темы нет, юбилей восстания в 2015 году никто даже и не заметил. Это естественно: декабристы, по мнению многих официальных историографов, «покусились на святое», на российскую власть, и писать о них – совершенно лишнее. И нужно было обладать большой смелостью, чтобы хотя бы попытаться переломить эту традицию. Удастся ли это создателям фильма – посмотрим.

Беседовала Наталия Егорова
Made on
Tilda