За четыре года моего преподавания в Академии Коммуникаций Wordshop в российской киноиндустрии практически ничего не поменялось. Сейчас вышло очень хорошее интервью Романа Васьянова у Дудя. Он сказал очень правильную вещь: по его словам, проблема – не только нашей киноиндустрии, но и всей стране – если в Америке все говорят про будущее («мы найдем ключ к бессмертию», «победим болезни», «через 20 лет поселимся на Луне»), то в России все время говорят про прошлое (Васьянов уезжал в Америку в 2008 году, и в такси по радио «Серебряный дождь» обсуждали, виноват ли Сталин; Васьянов вернулся в Россию в 2018 году – а в такси по радио «Серебряный дождь» все также обсуждают, виноват ли Сталин). Никакого глобального прогресса не происходит.
Да, у нас появилось большое число прекрасных специалистов по компьютерной графике. Я плакала после просмотра фильма «Притяжение», потому что очень гордилась ребятами, которые так круто сделали свою работу, какие титанические усилия это были, сколько они придумали, сколько привнесли (например, с нуля сконструировали Пришельца)! Это все очень вдохновляет.
Да, меняется кинооборудование (я слежу за новостями в этой сфере – что-то на практике сразу пробую, делюсь результатами со своей командой и студентами). Но сказать, что глобально что-то поменялось в нашей киноиндустрии, к сожалению, нельзя. И поскольку мы привыкли жить на преодоление (в менталитете русского человека, как мне кажется, заложена эта приверженность к страданию: если мы не страдаем, то и результата хорошего не получить), то так же и кино мы делаем через боль (если ты легко снял кино, если не «умирал» каждую смену, значит ты плохое кино снял). Мне, конечно, хочется многое изменить, поэтому стараюсь именно продюсеров (с них все и начинается) научить смотреть на вещи немного по-другому.