@pitchingi — это паблик в телеграме, инстаграме, вконтакте и фейсбуке, куда мы выкладываем информацию о фестивалях, конкурсах, питчингах, грантах, мастер-классах и семинарах в кино. Нас уже больше 6 тысяч. Присоединяйтесь!
Полнометражное кино – это большая лотерея
О своем опыте работы продюсером рассказывает Анастасия Акопян – куратор мастерской «Кино- и видео- продюсирование» в Академии Коммуникаций Wordshop, исполнительный продюсер полнометражных картин «Привычка расставаться», «Дед Мороз. Битва Магов», «Временные трудности», «Семь ужинов» и других; снявшая более 20 различных короткометражных картин, а также рекламных видеороликов; преподаватель со стажем четыре года ведет мастерскую в Академии и преподает курс «Киновидеопроизводство» в рамках дисциплины «Мастерство продюсера» во Всероссийском Государственном Университете Кинематографии.
Составляющие успеха
Мне приходит очень много заявок и синопсисов от молодых талантливых ребят с большими амбициями. Все хотят снять успешный полнометражный фильм и получить фидбек от зрителя. Во время чтения я как продюсер обращаю внимание на следующие моменты. Во-первых, оригинальность истории, сюжета. Если меня захватывает с первого абзаца, то я, конечно, дочитаю заявку или расширенный синопсис до конца. Во-вторых, меня интересует герой. Сейчас зрителю уже мало просто развлечений и аттракциона в кино – ему хочется наблюдать за человеческой историей. Зритель подключается, когда видит в герое себя, ассоциирует себя с ним. Тогда ему интересно наблюдать за историей в целом. Из последних примеров – фильм «Я худею». Почему сработала эта история, почему она получила такой хороший сарафан и большой фидбек от зрителя? Да потому что проблема похудения и, как следствие, самооценки есть и у тебя, и у меня, и у миллионов девочек.

Поэтому для начинающих сценаристов, режиссеров, авторов кино я всегда рекомендую рассказывать про себя, про то, что хорошо знаешь, и в чем уверен. Когда разбираешься в теме, это почти всегда работает.
Какого-то стопроцентного залога успеха или схемы, по которой данное конкретное кино определенно случится и сработает, нет.

Полнометражное кино – это огромная лотерея. Здесь работают несколько составляющих в совокупности: сюжет, герой, кастинг и, конечно, режиссер. Я убеждена, что если я как продюсер выбираю режиссера, то он на проекте главный, а я ему должна во всем помогать. А не наоборот: авторитарно стоять над режиссером и навязывать ему свое видение.
Где брать истории?
Иногда я сама находила историю и под нее искала режиссера, иногда режиссеры сами находили меня со своими сценариями. Здорово, когда у режиссера есть история, которой он горит и которую хочет снимать наверняка – написал ли он это сам, совместно со сценаристом или нашел где-то сценарий. Однако Игорь Масленников, преподававший нам во ВГИКе режиссуру, всегда говорил: «Бойтесь тех режиссеров, которые пишут сами!» – обязательно должен быть тандем сценариста и режиссера. Потому что автору сценария трудно отказаться от своего «детища», переделать что-то в нем в угоду производству. Но я не со всем этим согласна: все зависит от конкретного человека (и ниже об этом пойдет речь – спойлер от автора).

Уточню, что когда сценарист заключает договор с продюсером, то передает ему все права на сценарий (как правило, это в том числе права на сиквел, приквел и т.п. – например, фильм стал коммерчески успешным, и продюсер решает снять продолжение, но может захотеть по тем или иным причинам писать его с другим автором).
Где брать деньги?
В России распространены два способа: финансирование Минкульта либо Фонда кино или же съемки фильма на собственные кровные деньги продюсера/режиссера, заработанные годами. Другого системного источника финансирования нет. И у меня, к сожалению, нет ключей от места, где деньги лежат.

Все зависит от каждого конкретного проекта – от темы, от жанра. Садишься со сценарием, составляешь лимит затрат и отправляешь письма, куда только можно.

Отдельно отмечу, что в некоторых регионах России (где есть кинокомиссии) и странах (если речь идет о копродукции) часть потраченных на производство денег возвращается (рибейты). Также очень важно понимать, что бюджет можно закрыть не только «живыми» деньгами. Это могут быть различные партнеры, например, магазины одежды, которые дадут вам часть костюмов для фильма и т.д.
Поиски финансирования – это работа генерального продюсера, совместно с исполнительным продюсером, который является его правой рукой. Такая подготовка к фильму с поиском бюджета может занимать до года и больше.

Раньше считалось, что бюджет на рекламу и продвижение должен быть равен половине или даже 100% бюджета на продакшн. Сейчас я советую тратить на рекламу даже больше. Потому что мы все сейчас зависим от технологий, от телефона (даже не от телевизора) – соответственно очень много рекламного бюджета уходит на digital и smm, потому что это работает лучше, чем наружка, баннеры и т.д. Так что бюджет на рекламу может быть безграничен – чем он больше, тем лучше твоему фильму.

С самого начала продюсер считает производственный бюджет – после этого примерно можно понять, какой будет рекламный бюджет. И сложив эти две цифры, ты представляешь, сколько нужно получить в прокате (чтобы заплатить половину прибыли кинотеатрам, процент прокатчику, вернуть деньги инвесторам и самому заработать). Конечно, ты оцениваешь будущую прибыль и возможные риски. И здесь возникает вопрос: либо ты производственный бюджет сокращаешь – либо рекламный.
Все истории важны, все герои нам нужны?
Я абсолютно убеждена, что сейчас в России не хватает детского и семейного кино. Его у нас, как такового, нет. Последний громкий пример – «Призрак» Александра Войтинского. Остальные проекты прошли, к сожалению, не с таким большим успехом. Много говорили про «Хорошего мальчика», но для широкого зрителя он, увы, прошел почти незаметно.

Что касается жанров, то всегда будет востребована комедия; бесконечная военная история, как мне кажется, уже приелась зрителю; идет спад интереса и к хоррорам (зритель понял, как снимаются русские ужастики, и теперь ждет следующего шага).

Всегда будут актуальны личные истории – человеческие, с персонализацией. Сейчас я очень жду фильм Ильи Учителя «Стрельцов» – это история про нашего великого футболиста. Я думаю, проект будет иметь успех, потому что такие истории, как «Легенда №17» и «Движение вверх» – это и патриотично, и про героя, и про победу духа. Также, как и фильм «Чемпионы», который был популярен несколько лет назад, – это история не только про победу, но и про волю к победе.
Про индустрию
За четыре года моего преподавания в Академии Коммуникаций Wordshop в российской киноиндустрии практически ничего не поменялось. Сейчас вышло очень хорошее интервью Романа Васьянова у Дудя. Он сказал очень правильную вещь: по его словам, проблема – не только нашей киноиндустрии, но и всей стране – если в Америке все говорят про будущее («мы найдем ключ к бессмертию», «победим болезни», «через 20 лет поселимся на Луне»), то в России все время говорят про прошлое (Васьянов уезжал в Америку в 2008 году, и в такси по радио «Серебряный дождь» обсуждали, виноват ли Сталин; Васьянов вернулся в Россию в 2018 году – а в такси по радио «Серебряный дождь» все также обсуждают, виноват ли Сталин). Никакого глобального прогресса не происходит.

Да, у нас появилось большое число прекрасных специалистов по компьютерной графике. Я плакала после просмотра фильма «Притяжение», потому что очень гордилась ребятами, которые так круто сделали свою работу, какие титанические усилия это были, сколько они придумали, сколько привнесли (например, с нуля сконструировали Пришельца)! Это все очень вдохновляет.

Да, меняется кинооборудование (я слежу за новостями в этой сфере – что-то на практике сразу пробую, делюсь результатами со своей командой и студентами). Но сказать, что глобально что-то поменялось в нашей киноиндустрии, к сожалению, нельзя. И поскольку мы привыкли жить на преодоление (в менталитете русского человека, как мне кажется, заложена эта приверженность к страданию: если мы не страдаем, то и результата хорошего не получить), то так же и кино мы делаем через боль (если ты легко снял кино, если не «умирал» каждую смену, значит ты плохое кино снял). Мне, конечно, хочется многое изменить, поэтому стараюсь именно продюсеров (с них все и начинается) научить смотреть на вещи немного по-другому.
Потому что мой папа – вождь!
Мы с режиссером Кириллом Плетневым и моим большим другом и партнером, Ольгой Акатьевой, затеяли семейное кино. У нас у всех есть дети, с которыми мы хотим за ручку сходить в кинотеатр и посмотреть что-то кроме мультфильмов. И Кирилл Плетнев написал прекрасную семейную комедию «Мой папа – вождь». По сюжету к 9-летнему мальчику, росшему без отца, внезапно возвращается папа, который вовсе не геройски погиб в дальнем плавании, а был пленен африканским племенем, а потом стал его вождем. Отцу и сыну приходится учиться любви и взаимодействию.

В данном случае, я как раз совершенно не опасаюсь, что режиссер и сценарист проекта – одно лицо. Кирилл - один из самых «производственных» режиссеров, каких мне только удавалось встречать. И каждое его «хочу» обосновано – он знает, что действительно необходимо, а от чего можно отказаться. И доверяю ему на 100%. У нас троих – с Кириллом и Ольгой – абсолютное взаимопонимание, мы смотрим в одну сторону, одинаково видим этот проект и дримкаст.

Кроме того, у нас будет большая история в социальных сетях: мы хотим сделать интерактивную страницу в Инстаграме, где будем рассказывать не только об этапах работы над нашим фильмом, но и показывать всю внутреннюю кухню кинопроизводства – мы приоткроем зрителям завесу волшебного мира кино (расскажем, что такое читка, зачем нужен костюмер, как работает оператор и т.д.). Это будет некий интерактивный мини-сериал о том, как снимается кино.

Я считаю, что не надо бояться рассказывать про кино до того, как оно выйдет в прокат (потому что есть предубеждение, что зрители могут потерять интерес). Наоборот, чем больше мы расскажем о кино до проката, тем больше зрителей мы этим привлечем.

Для меня это будет первый подобный опыт – потом на занятиях в мастерской обязательно поделюсь результатами.

Подготовила Наталия Егорова
Made on
Tilda