#Питчинги Фест — это фестиваль для молодых кинематографистов и видео-мейкеров, на котором ты получишь максимальный фидбэк по своему фильму, сериалу или клипу.
Участник #питчинги фест:
короткометражный ФИЛЬМ «Конец лета»
РЕЖИССЁР Екатерина Бартова
Фильм «Конец лета» – дебютная работа о подростках, первых чувствах с жесткой развязкой. Сценарий фильма был отобран для съёмок в рамках российско-испанского Кинокампуса MovieStart художественным руководителем Николаем Лебедевым («Экипаж», «Легенда №17»).

Екатерина Бартова, режиссёр, сценарист

Училась:
  • РГИСИ (бывш. Театральная Академия, СПб), продюсер исполнительных искусств;
  • Potential, сценарный курс;
  • СТВ, сценарный практикум «Современный сериал» на киностудии «Ленфильм»;
  • Школа кино «Lectori Kino».
    Почему ваши герои – иностранцы?
    – Короткий метр «Конец лета» был снят в рамках Кинокампуса «MovieStart» в городе Аликанте (Испания), организованного Молодёжным центром Союза кинематографистов России.
    Соответственно, сценарий фильма был изначально написан специально под съёмки в этом Кинокампусе. События сюжета разворачиваются в небольшом курортном городке, а герои говорят на испанском.
    А тяжело было работать с иностранными актерами?
    – По условиям кампуса нужно было подготовить, снять и смонтировать фильм к показу меньше чем за неделю. В связи с этим на поиск и утверждение актёров было не так много времени. В Аликанте не было ни театра, ни драм школ, и организаторы кампуса разослали информацию о кастинге в чаты русских эмигрантов.

    В итоге, актриса, сыгравшая главную роль (Элиза) – проживающая в Испании девочка из Белоруссии, а актриса второго плана (Полина) – русская. Парня на роль Марко искали уже на месте, так как тут уже точно хотелось взять испанца. Искали через Инстаграм по геолокации города, а также различными другими способами. Когда дошли до поиска на улице, Элиза вспомнила про одного своего местного знакомого (Хави), показала мне его фото и позвала на встречу. Буквально через 20 минут он подошёл к нам, был очень заинтересован в проекте и живенько зачитал текст сцены с первого раза по памяти.

    Так что наш каст получился мультинациональным. С девочками мы обсуждали всё на русском. Если что, они могли перевести на испанский для Хави. Испанским я не владею, но также могла присоединиться к беседе на английском.

    Сценарий я готовила изначально на испанском, поэтому, несмотря на то, что большая часть каста оказалась русскоязычной, менять уже не стала. На это уже не было времени. Это был очень интересный опыт съёмок, так как следить за диалогом на испанском было тяжело (особенно это коснулось длинной диалоговой сцены между девочками с проходкой по воде). Так как, чтобы корректировать ход съёмок, надо понимать, о чём конкретно идёт речь в каждую секунду времени. Пришлось скакать вокруг актёров с двумя версиями сценария на русском и испанском, постоянно с ними сверяясь и соотнося друг с другом! Мне кажется, мой уровень испанского вырос, потому что после монтажа я уже сама заполнила каждую реплику и мне не нужен был перевод.
    В фильме было целых 4 продюсера, включая саму вас!
    – Я была основным продюсером, отвечающим за организацию и выстраивание всего съёмочного процесса фильма. В съёмочной команде в Испании были только я (сценарист, режиссёр, продюсер) и оператор – Владислав Ариалар, с которым мы познакомились уже на месте. Для нас обоих это была сложная с организационной точки зрения работа, так как нужно было решать много проблем в очень сжатые сроки, в чужой стране и почти без бюджета.

    Павел Перегудов, Дмитрий Якунин и Наталия Коробейщикова были скорее организаторами непосредственно самого Кинокампуса и помогали со съёмками по мере возможности. Так, например, нескольким командам была предоставлена машина в бесплатную аренду по договорённости с партнёрами кампуса. Нам повезло, и у нашей команды она была, что сделало возможным отсмотр дальних локаций.

    Мы с оператором выделили на это целый день, потому что хотелось максимально использовать красивую испанскую натуру, раз уж мы сюда приехали. Я поговорила с местными, составила список и мы поехали по этим точкам. Я считаю, нам очень повезло найти отмель, где происходит диалог героинь и скалу, которая играет ключевую роль в финале картины. Невероятные места, которые задали атмосферу фильма.

    Организаторам же Кинокампуса хочется выразить огромную благодарность, за то что сделали всё это реальным! Потому что это прекрасная возможность для молодых кинематографистов получить уникальный опыт. Очень хочется добавить, что в качестве художественного руководителя кампуса организаторами был приглашён режиссёр Николай Лебедев («Экипаж», «Легенда номер 17»), который провёл пару мастер-классов и дал очень ценные советы по каждой картине.

    Для меня, как для начинающего кинематографиста без достаточного профобразования, это был важнейший шаг к началу своего развития в сфере кино. «Конец лета» – проект, дебютный для меня во всех аспектах: мой первый сценарий, мой первый режиссёрский и продюсерский опыт.

    Хочется дать совет тем, кто находится в начале пути, обязательно отслеживать такие события и вписываться в них, подавать заявки. Это всё действительно работает, и вам может выпасть шанс крупно изменить свою жизнь.
    Я помню, какое большое впечатление произвел на меня в свое время фильм Владимира Соловьева «Сто дней после детства». Ваш фильм мне его напомнил. Вкладывали ли вы в вашу работу отсылки к каким-либо произведениям мастеров?
    – Благодарю! Очень приятно, что возникают ассоциации с такими картинами.

    Вдохновением для моей истории послужил роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!». На меня это произведение и его разбор на уроках зарубежной литературы в РГИСИ (бывш. Театральная Академия, СПб) произвело большое впечатление.

    Поэтому, когда я узнала, что нужно подготовить сценарий для съёмок в Испании, и стала думать о возможной истории, первой ассоциацией стал этот роман (только там место действия – это побережье Франции). Я загорелась желанием попробовать задать в своей истории ту же атмосферу и настроение. Образ героини также был вдохновлён персонажем Сесиль из «Здравствуй, грусть!».

    Кажется, что героиня мстит даже не обидчику, а его девушке…
    – Конечно, историю можно трактовать по-разному, но в моём видении, у героини нет цели отомстить кому-то конкретному.

    Главной героини, Нине, скучно на отдыхе с родителями, развлечений особо никаких нет. Неожиданно она знакомится с местным парнем, Марко, и весело проводит время. О каких-то глубоких чувствах здесь речи не идёт, это скорее курортный роман.

    Следующий день её отдыха – последний перед возвращением домой, и Нина хочет провести хотя бы его максимально классно. Мать девушки предлагает ей поехать с ними в морскую прогулку на яхте, но Нина отказывается, предвкушая продолжение романа и идёт гулять. Но планам героини не суждено сбыться, потому что она встречает Марко со своей настоящей девушкой, Анной.

    Героиня злится на всю ситуацию, на Марко, на себя. Палящее солнце, Нина идёт на пляж, где видит яхту, на которой с утра ей предлагала покататься мама. Видимо, надо было соглашаться… Дальше Нина пересекается с Анной и её внутреннему неудовлетворению и злости находится выход в внезапно появившемся плане.

    Поэтому, для меня тут речь идёт не о персонифицированной месте, а о чувстве удовлетворения, которое получает Нина, когда её план срабатывает. Когда с утра после сцены в кафе она собирается и покидает город вместе с родителями, Нина сияет, у неё очень хорошее настроение. К сожалению, Нина не подумала, что у её плана могут быть более жёсткие последствия…

    Я обратила внимание, как аккуратно вы работаете с музыкой – ее словно и вовсе нет, все естественно.
    – Над музыкой в картине мы работали совместно со звукорежиссёром проекта, Марией Конониной. Также мною были учтены советы художественного руководителя, Николая Лебедева.

    Несмотря на то, что мы следуем за главной героиней и проживаем всю историю вместе с ней, в режиссуре мне хотелось задать немного отстранённый, нейтральный взгляд на разворачивающиеся события. Этот же мотив был продолжен и в работе с музыкой.


    Интервью: Наталия Егорова

    Фестивальная история фильма:

    * Приз за «Лучшую режиссёрскую работу» и за «Лучшую женскую роль» на Международном кинофестивале короткометражных фильмов о детях и молодёжи «Галактика 35 мм 2019» (СПб)

    * Фестиваль короткометражного кино «Короче» в Калининграде (категория «Перспективы»);
    * Фестиваль «Фундук» (Москва);
    * Фестиваль «Киномания» (Псков);
    * Фестиваль «Кино-клик» (Ярославль);
    * Youth Lens Film Festival (Канада);
    * Arch1 Festival of Film (Великобритания). и продолжает фестивальный путь;
    Смотрите фильм «Конец лета» на #Питчинги Фест 8 августа!

    В ролях: Элиза Финская, Хави Ариас, Полина Наумова
    Русский дубляж: Полина Поспехова, Арсланали Арсланалиев, Валерия Скибо

    Съёмочная группа :
    Автор сценария, режиссёр: Екатерина Бартова
    Художественный руководитель: Николай Лебедев
    Оператор: Владислав Ариалар
    Звукорежиссёр: Мария Кононина
    Продюсеры: Екатерина Бартова, Павел Перегудов, Дмитрий Якунин, Наталия Коробейщикова

    Made on
    Tilda