– Я всегда большое внимание уделяю актерам, и для меня очень важно взаимодействие с ними. Когда речь заходит о раскадровке или еще о чем-то, у меня какой-то ступор возникает – мне сложно придумать какие-то красочные вещи или экшн. Конечно, может это не супер звучит от человека, который еще пытается снимать рекламу. Но, мне кажется, историю прежде всего режиссер пропускает через себя от лица каждого героя, от его состояния, от его переживаний, трансформации, и только после этого уже может прийти в голову форма реализации фильма. Этот фильм я хотел снимать максимально просто, со штатива, со статичной камерой, чтобы максимально следить за героями и за их каким-то щемящим чувством, которое хотелось создать.
Работал с актерами я по классической схеме: школа Станиславского – основа основ, когда мы просто выясняем цель героя, разбираем основные этапы, переходы. И плюс ко всему я стараюсь проговаривать каждый кадр – каждый кадр переводить в рассказ. Какой монолог звучит в голове героя? С каким ожиданием он заходит в эту сцену? Что по факту он имеет? Есть такой шикарный термин «киноязык», и в этом его секрет как раз: каждый кадр нам о чем-то говорит, и его можно перевести в эмоциональный рассказ.
И самая большая проблема зачастую у актеров, которые еще учатся или либо только начинают (а главный герой у нас из любительского театра), что они играют все сцены по финалу. Мы старались этого не допускать и жить моментом «здесь и сейчас». Это самые очевидные вещи для любого режиссера, но эти самые привычные вещи лучше всего и работают, если к ним подходить честно – не пытаться в героя, в актера насадить свои фантазии, а работать максимально по материалу. Потому что если материал хороший, то он дает почву для этого, а актер уже пропускает через себя, интерпретирует.
А когда актеру говорят: здесь твой герой улыбается, а вот тут он поворачивается и хмурится, а потом идет на эту точку, встает и сияет от счастья, то мы переходим в какой-то модельный показ, который исключает проживание и попытки войти в персонаж – его логику мыслей и действий.
Как правило, актеры взаимностью отвечают на эти разборы. Мы провели одну репетицию – она была у нас, можно сказать, застольная: мы сели в комнате, проговорили все сцены, прочитали текст – освоились в нем. И вторым прогоном мы стали уже играть чуть-чуть, но сидя на стульях.